Программа состоит из 4 сессий, продолжительность каждой 3 тренинговых дня (24 академических часа).
Технологии тренинговой работы в компании
Требования к эффективному тренингу
Формирование навыка как основная задача тренинга
Тренинговый цикл: до и после тренинга
Консультационная компетентность тренера
Диагностика в тренинге
Подготовка отчета о тренинге
Обратная связь руководителю подразделения.
Лаборатория тренинга — Тренинг по коммуникативным навыкам
Групповая динамика: основы работы с группой
Базовые элементы тренинга
Методы активизации группы и участников. Ролевые игры
Получение и предоставление обратной связи
Эффекты и результаты групповой работы
Лаборатория тренинга — Продажи
Тренерские стили. Роли тренера
Проектирование упражнений
Проектирование тренингового модуля
Проектирование целостного тренинга
Система тренингов в организации
Лаборатория тренинга — формирование менеджерских навыков
Маркетинг тренинговых услуг.
Тренинговая компания: искусство развития бизнеса
Лаборатория тренинга — Тренинги личной эффективности
Лаборатория тренинга — Командообразование
Спецификой тренинга является методическая проработка популярных на рынке тренингов (продажи, менеджерские тренинги и т.д.). Начиная со второй сессии, обязательным элементом становятся показы участниками фрагментов тренинга и получение обратной связи.
Набор самых современных инструментов и методик для работы тренера
Все инструменты отобраны из лучшего мирового опыта. И пропущены Марком Кукушкиным через собственную тренерскую практику. Все от постановки целей тренинга до посттренингового сопровождения.
Все методики и инструменты связаны в единую систему. В технологию развития необходимых компетенций для решения бизнес-задач.
Вы сформируете и расширите свой портфель тренерских стилей. Выработаете узнаваемый почерк
Помимо общей технологии вы получите контент в виде конкретных упражнений и подходов для проведения корпоративных тренингов. Это тренинги по продажам, коммуникациям внутри организации, командообразованию и управлению.
Одна из целей тренинга – увеличить доход участников от тренинговой деятельности. Марк как один из самых продаваемых тренеров России поделится своими наработками в области маркетинга
Вы получите качественную обратную связь не только от самого Марка, но и от коллег по группе. Это позволит увидеть возможности для развития ваших продуктов и ваших стилей после окончания тренинга.
Это пожалуй, один из главных результатов обучения. По ходу прохождения модулей вы разработаете собственный тренинг. В нем вы примените вновь полученные методики. С ним вы выйдете на защиту.
IV сессии будут проходить с февраля по август 2015г. Даты проведения находятся на согласовании. Будут опубликованы дополнительно.
Управляющий партнер компании «Тренинг-Бутик», управляющий партнер компании BEST Т&D Group, основатель и руководитель проекта ОТУМКа.
Победитель Премии TRAININGS в номинации "бизнес-тренер года" (2008 и 2011) и дважды победитель в номинации "Вклад в развитие рынка обучения и развития персонала" (2009 и 2012)
Тренерский опыт с 1996 года.
Управленческий опыт:
Стаж управления – 21 год:
Прошел путь от директора магазина-салона гуманитарной книги «Эйдос», руководителя проекта «Международная гуманитарная школа».
Организовал и провел образовательные сессии в Афинах, Амстердаме, Париже, Риме, Венеции.
с 2002 года — эксперт Московского центра образовательных технологий.
Консультационный опыт:
Опыт консультирования – 12 лет:
Победитель Премии TRAININGS в номинации "бизнес-тренер года" (2008 и 2011) и дважды победитель в номинации "Вклад в развитие рынка обучения и развития персонала" (2009 и 2012)
В 2001-2003 годах осуществил программы подготовки внутренних корпоративных тренеров в компаниях «РОСНО» и «Русский Алюминий» с последующим консультационным сопровождением;
С 2002 года — автор и координатор проекта «Открытый тренерский университет Марка Кукушкина».
Принимал участие в Президентской избирательной компании в качестве консультанта Исполкома НДР.
Преподавательский опыт:
Опыт преподавания – 17 лет:
Входит в Топ-10 лучших российских тренеров по версии журнала «Секрет фирмы».
С 1995 по 2001 гг — тренер и эксперт образовательных программ Института «Открытое общество»;
Провел более 500 тренингов в разных городах России и странах СНГ (Грузия, Казахстан, Таджикистан, Узбекистан).
С 1997 года — профессиональный бизнес-тренер, консультант по управлению и организационному развитию;
С 1998 года — тренер-консультант компании «Бест-тренинг».
Программа Марка по обучению тренеров существует с 1999 года. За это время из университета вышли 2500 успешных бизнес-тренеров.
Образование:
Философский факультет МГУ им. Ломоносова;
Московсая Высшая школа психотерапии.
Марк Кукушкин: «Работая с другими, ты понимаешь, что ты счастлив в тот момент, когда они становятся сильнее»
Марк Кукушкин – автор, координатор проекта «Открытый тренерский университет Марка Кукушкина» (ОТУМКА); совладелец, директор, ведущий тренер-консультант Компаний «БЕСТ-Тренинг» и «Тренинг-бутик»
Марк КУКУШКИН – один из самых известных российских бизнес-тренеров поделился с «Авант-ПАРТНЕРом», что, по его мнению, отличает работу бизнес-тренера от привычной преподавательской, в каких ситуациях востребованы услуги бизнес-тренера, и какие личностные и профессиональные качества необходимы для его успешной работы.
– Несмотря на то, что «бизнес-тренинг» прочно занял свои позиции в бизнес-образовании, отношение к нему со стороны бизнес-сообщества неоднозначное. По-моему, это связано, прежде всего, во-первых, с огромным количеством и соответственно качеством таких услуг на рынке, а, во-вторых, с непониманием, чего ждать именно от тренинга. В чём, по Вашему мнению, существенное отличие тренингов от других видов образовательных программ?
– Бизнес-тренинг отличается от традиционных образовательных моделей тем, что, с одной стороны, он предельно ориентирован на конкретную задачу бизнеса, а не на передачу общей информации, а с другой – на интерактивное вовлечение участников, т.е. он менее информационен и более действенен. Это ориентация на передачу деятельности, на моделирование нужного поведения, на проработку проектных идей, которые нужны для реализации и внедрения. Более того, если достаточно информации, то тренинг может и не обязателен.
– Всегда встаёт вопрос о профессионализме человека, который способен провести тренинг. На что нужно обращать внимание при выборе тренера, чтобы потом не было «мучительно больно»? В каких случаях компании необходим собственный внутренний тренер?
– Начну со второго вопроса. В компании нужен бизнес-тренер, если массив деятельности, масштаб задач и количество сотрудников такое, что содержание в штате этого человека оправдано. Например, если нужно учить 5 человек в год, то ясно, что это не оправдано.
Что касается выбора тренера, первое, есть профиль бизнес-тренера, модель компетенций, которая показывает, какой тренер будет более успешен. Желательно, чтобы он был из того бизнеса или, по крайней мере, работал в рамках той базовой специальности, по которой он планирует тренировать. Здорово, если он сам выходец изнутри этой сферы, выходец из этого бизнеса. При этом, конечно, всегда есть исключения. Важно, когда у тренера есть профессиональные компетенции. Они могут быть в рынке, в теме, в инструментарии – главное, чтобы они были. Тренер, который ничего не знает глубоко – это опасная персона.
Если говорить об общечеловеческих компетенциях, не связанных с профессиональной сферой, это такая любовь к процессу обучения, нацеленность на людей. Когда компания выбирает внешнего тренера, здесь важно, чтобы тренер умел и был готов учитывать контекст заказчика. Готовность быть гибким и настраиваться на конкретную задачу – это одна из ключевых компетенций тренера.
– Вы уже много лет ведёте тренинг для тренеров. Основываясь на Вашем опыте, можете сказать какими предпосылками должен обладать человек, чтобы стать хорошим бизнес-тренером? Может быть, есть какие-то отрасли деятельности, откуда выходит наибольшее количество успешных тренеров?
– В нашу профессию приходят разными путями. Первый типовой путь – человек работал внутри компании, причём практически не важно на какой позиции, попав на тренинг, понял, что «он бы хотел работать тем человеком, который это сейчас ведёт». Потому что это с людьми, потому что это такой драйвовый процесс, где ты всё время в коммуникации и тебе это нравится. Второй путь тоже из корпоративного мира. Человек работает внутренним специалистом, например HR, кстати, очень много тренеров именно из этой сферы, нарабатывает опыт, практики и становится потом внешним бизнес-тренером. Есть и другой путь, когда человек совсем не работал время внутри компании, он, например, психолог, и он эту стезю выбрал со студенческой скамьи. Бывает, ещё путь из экспертной позиции, когда человек профессионал в чём-либо, его приглашают как эксперта. И вот он в этой экспертной позиции всё чаще выступает на конференциях таким приглашенным экспертом, и в какой-то момент понимает, что он уже профессионально зарабатывает выступлениями, поэтому он решает приобрести какие-то дополнительные навыки, и становится профессиональным тренером.
Мне кажется, что любой из этих путей может привести к успешной карьере бизнес-тренера, и, в принципе, профессии обучить можно, но при этом предварительные данные всё-таки имеют значение. Не любой человек ЛЕГКО обучается навыкам бизнес-тренера. И один из ключевых критериев, как я уже говорил – это получение удовольствия от процесса обучения. Когда с одной стороны, нравится учить, а, с другой стороны – получается. Базовый тест отбора – обучение чему-либо из того, что ты умеешь, не важно – это может быть хобби или какой-либо профессиональный навык. Вот это умение передать действие, научить действию другого человека очень важно. Это требует и внимание к нему, и знания алгоритма самого действия, и в то же время готовность учитывать нюансы другого человека. Безусловно, есть целый ряд специальных тренерских компетенций, когда мы говорим о навыке планирования обучения, оценке результатов обучения, но этому как раз можно научиться. То чему меньше всего можно научиться в тренерской деятельности – это общая установка на людей, готовность с ними разными работать.
– Если человек решил, по каким-то причинам, что он хочет стать бизнес-тренером, с чего ему нужно начать?
– Первое, проверить самого себя на предмет твёрдости собственного намерения. Для этого, очень здорово, просто походить на тренинги, причём на разные. И попробовать честно ответить себе на вопросы: «Насколько я ощущаю себя в своей тарелке на этих тренингах? Насколько я к такому интенсиву готов?». Даже просто активное «участие в качестве участника» – это уже определённая интенсивность. Второе, поработать ко-тренером при каком-то тренере. Даже человеком, условно говоря, подающим маркеры. Можно много чего понять. Когда ты видишь, насколько это непростая история – тренинг – это готовность работать с разного рода трудностями, которые возникают в группе, возникают с материалом, с корректировкой задач. Это всё очень важно увидеть и ответить себе на вопрос: «Готов ли выдерживать такую нагрузку?», в том числе, горловую, эмоциональную. Попробовать поработать какое-то время в режиме выдерживания этой нагрузки в контакте с группой. Можно себе устроить педагогическое испытание, не обязательно тренерское. Я абсолютно уверен, что человек, который может выстоять 6 уроков в какой-нибудь подростковой аудитории в школе, может держать тренерскую нагрузку. Это тест на готовность принять черновую сторону этой профессии. Нужно набирать экспертизу, держать удар, синтезировать или интегрировать разные позиции участников, а участники далеко не всегда едины в том, куда надо двигаться.
Но главное – искреннее желание работать с людьми, по принципу – «не могу не делать». Работая с другими, ты понимаешь, что ты счастлив в тот момент, когда они становятся сильнее, если это тебя драйвит и зажигает, то значит, что ты правильно выбираешь направление и правильно выбираешь ремесло.
– А если говорить более прагматично – об образовании, обучении, выборе тренера…
– Есть разного рода обучающие программы… Здесь есть объективные критерии и совокупность субъективных. К более объективным критериям можно отнести послужной тренерский список: сколько лет практики, какие достижения, есть ли публикации, по которым можно сказать, что это действительно интересный тренер, или он чего-то добился, с каким количеством рынков, компаний этот тренер работал, какое количество проектов реализовано. Какие это проекты: компании, бюджеты, аудитории, какие цели были поставлены и достигнуты. Но никуда не устраним и важен субъективный критерий – «мой – не мой». Поэтому нужно смотреть на презентации, ролики в сети, и отвечать на вопрос: «У этого человека я бы хотел учиться?». Здесь, мне кажется, как в театральном искусстве, важно найти своего мастера.
– Что важно в карьере бизнес-тренера? Каковы предпосылки того, что тренерская профессиональная жизнь будет успешной?
– У бизнес-тренера три возможности карьерного пути: тренерский фриланс, тренер в тренинговой компании, тренер внутри корпорации. Важно удерживать все три возможности, все три входа, благо они сегодня на рынке делятся поровну, они все существуют и работают.
Просто во фрилансе ты сам себе предприниматель, ты сам строишь собственный бренд. Но, построение бренда всё-таки более технический навык. Научиться способам продвижения, работе с разными аудиториями и т.д. – это как раз не сложно. Искра внутри, ей трудно научиться. Иногда у человека очень слабенькая эта искорка, в раздувании которой надо вложить много энергии, в том числе и ему самому. При этом я абсолютно уверен, что, действуя по правилам, честно и много работая, он будет профессионален и успешен. Я не очень люблю слово «харизма», но, условно говоря, и без ярко выраженной харизмы, можно всё равно получить хорошие результаты и стать настоящим профессионалом. Подлинное же ядро с желанием делиться и с готовностью в этот мир что-то привнести, скорее всего, ситуация всё-таки не каждого тренера.
Беседовала Галина Красильникова