Мы выбираем, нас выбирают… Как это часто не совпадает?

В рамках своей основной деятельности, Агентство проводит различные исследования  по выявлению актуальных тенденций на рынке труда. Не секрет, что сегодня, в  условиях дефицита  кадров все наиболее актуальным является исследование ожиданий кандидатов.

  • Чем руководствуются специалисты при выборе потенциального работодателя?
  • Какие факторы влияют на принятие  решения? 

Эти вопросы и легли в основу нашего последнего опроса. Я надеюсь, что результаты его будут полезны всем нам для нашей дальнейшей работы.

(p.s. Аналогичный опрос Агентство проводило в предкризисное время в 2008 году, и для нас также было интересно, сравнить какие изменения произошли в данном направлении)

Ключевыми внешними параметрами, определяющими выбор потенциальным сотрудником места работы, являются:

1.      компенсационный пакет: «Сколько будут платить?»

2.      содержание труда: «Чем именно предстоит заниматься?»

3.      характеристики имиджа работодателя, emploer brand «В какой организации работать?»

Для работодателя использование третьего блока характеристик – это возможность гарантировать выбор в пользу своей компании при прочих равных условиях (одинаковое содержание работы и зарплаты), а также прагматичная «экономия» на двух первых

Чтобы выяснить, какие характеристики имиджа работодателя являются значимыми, а какие нет, кемеровским специалистам было предложено выбрать 5 наиболее важных (из предложенных 16-ти) и оценить  их по 5 бальной шкале (1 – «очень важно», 5- «наименее важно»)

Критерии компаний, которые учитываются кандидатами при поиске работы

Результаты  несколько удивили. Помимо ожидаемых факторов  «Положение компании на рынке, «Известность компании» и «продукции, услуг» большое количество голосов получили неожиданные для нас факторы.

Явным лидером по количеству респондентов, выбравших этот пункт как важный,  стал «Известность и имидж руководителя», его отметило 71% респондентов. (нужно отметить, что, сравнивая результаты нашего исследования с результатами исследований наших коллег в других регионах, это только наша региональная специфика)

Второе место разделили «Положение компании на рынке» и «Известность, популярность продукции и услуг», их отметило 61,9% респондентов (работа в лидирующей компании на рынке предоставляющей качественные и широко известные товары/услуги гарантирует собственную успешность и адекватные трудозатраты)

Третье место разделили «Известность компании» и «Отношение к сотрудникам»  (что так же вполне объяснимо, в известной копании работать легче и престижней, а в компании где «человеческая» социальная политика - приятней…)

Не смотря на то, что такие критерии как «Влияние на экологию» «Участие в благотворительных, социальных программах», как и «Привлекательность названия, символики, атрибутики», вообще респондентами отмечены не были вообще, а критерий «Полезность деятельности обществу, людям» набрал небольшой процент, однако  при интервью на вопрос: «Как вы охарактеризуете понятие «отличная компания»?»,  многие респонденты ответили, что отличная компания это, прежде всего компания, обладающая хорошей репутацией, выполняющая свои обязательства  и не только перед своими сотрудниками, партнерами, но и перед обществом в целом; деятельность, которой не приносит вреда другим людям и т.д.

Распределение по критериям: наиболее важные критерии компаний, которые кандидаты учитывают при поиске работы

 

 

 Далее  респондентам было предложено оценить по степени важности выбранные критерии (по 5- и бальной шкале 1 – «очень важно», 5- «наименее важно»). В результате критерии распределись следующим образом.

Наименьшую важность получили критерии «Страна происхождения», «Полезность деятельности обществу людям», «Принадлежность к определенной отрасли» «Форма собственности предприятия».

Лидирующие позиции:

  • «Известность компании»
  • «Известность и имидж руководителя»,
  • «Положение компании на рынке»,
  • «Отношение к сотрудникам»

Чтобы выяснить, какие негативные черты имиджа компании - работодателя могут в наибольшей степени повлиять на решение потенциального работника о трудоустройстве в нее, а также перепроверить важность тех или иных факторов, мы предложили респондентам выбрать 5 наиболее важных и оценить  их по 5 бальной шкале (1 – «очень важно», 5- «наименее важно»)

Сведения, способствующие отказу трудоустройства кандидатов в компанию

 

 

 Минимальный % процент  получили  критерии относящиеся  к «Размеру компании»,  «Длительности существования компании на рынке»,  которые в предыдущем графике занимали среднее значение. Что говорит о том, что эти факторы оцениваются кандидатами, но принципиального значения при решении принимать предложение о найме не имеют. Это демонстрирует, что молодая компания малого бизнеса имеет все шансы быть привлекательной для кандидатов, при наличии, конечно (трех важных) «Финансовой стабильности», «Компанией хорошо управляют», «Наличия грамотной социальной политики»: уважительное отношение к наемным сотрудникам, доверие к руководству компании.

Как вы можете видеть, серьезно влияет на формирование негативного имиджа «Финансовая нестабильность». При интервью выяснилось, в значение этого определения специалисты  вкладывают: «Критичная масса заемных средств в обороте  компании», «Низкая доходность и эффективность бизнеса», «Слишком конкурентный рынок, на котором компания работает», которые могут выражаться в процессах: 1. задержка заработной платы, 2. потери интереса собственников к бизнесу, желание продать бизнес, 3. потребительское отношение к компании как ресурсу (не вкладывание средств на развитие)

Чтобы выяснить, какими источниками получения информации о компаниях – работодателях пользуются респонденты, мы попросили отметить используемые из предложенных:

  • Печатные СМИ
  • ТВ, радио
  • Интернет
  • Собственный сайт компании
  • Собеседование в компании
  • Сведения из кадрового агентства
  • Бывшие сотрудники компании

И проранжировать по степени доверия к ним (1- «наиболее достоверный», 7- «наименее достоверный»). Это единственный раздел, где предпочтения кандидатов претерпели изменения  по сравнению с 2008 годом.  «Интернет» (в большей степени «работные сайты»  с форумами специалистов) с 5 места в 2008 году на момент опроса 2011 года делит  со  «сведениями из кадрового агентства» третью позицию. Все большее количество кандидатов  доверяют этому источнику получения информации о компании работодателя.

Источники, используемые кандидатами для получения информации о компании

 

 

Нужно отметить, что только несколько респондентов выборочно отметили несколько источников, подавляющая  часть отметила, что рассматривают все варианты сбора и получения информации о будущем работодателе. (Могу подтвердить данную тенденцию на примере работы нашего агентства, сейчас кандидаты тщательно и основательно собирают инфо о компаниях из всех возможных источников.)  Можно сделать вывод, что все перечисленные каналы «работают» и отслеживаются потенциальными работниками с той или иной степенью доверия.

И хотя собственный сайт компании в рейтинге доверия занял не значительное место, на практике это первый источник к которому самостоятельно обращается кандидат для  получения сведений о компании. Низкая оценка этого, на мой взгляд, связана с тем,  что большинство сайтов направлена на  клиентов компаний, а разделы, посвященные соц. политике либо вообще отсутствуют, либо крайне редко обновляются.

Наименьшее процентное значение набрали «Печатные СМИ» и «ТВ, радио». Хотя на наш взгляд эти источники имеют больший потенциал при формировании позитивного имиджа работодателя, но не используется предприятиями в полном объеме. Большинство компаний ограничивает освещение кадровых вопросов предприятия публикаций вакантных мест, однако рассказ о планах в области работы с персоналом в компании, корпоративной культуре, историй успешного построения карьеры в компании сотрудниками могло бы с большей силой влиять на предпочтения кандидатов при выборе именно Вашей компании.

Традиционно высокий рейтинг доверия  к «незаинтересованным лицам»: экспертам кадровых агентств, бывшими сотрудникам и к себе лично.  Не буду акцентировать внимание на  важности «первого собеседования в компании»,  думаю, все присутствующие это хорошо понимают, но хотелось бы напомнить, что ошибка на этом этапе стоит  не только не наймом квалифицированного кандидата, но и возможно, транслированием негативной инфо от специалиста, которому не было оказано должное внимание или уважение.

И конечно, бывшие сотрудники компании пользуются непререкаемым доверием. И в практике нашего агентства  все чаще случаются ситуации, когда позитивно прошедшие первичные переговоры между работодателем и соискателем заканчиваются отказам со стороны кандидата, с формулировкой  «плохие отзывы со стороны бывших сотрудников». Надо отметить, что работа с этой негативной информации очень сложна и практически не поддается корректировке вместе с «неудачное собеседование в компании».

В рамках исследования опрошено 92 человека. Из них 38% - руководители; 39% руководители среднего звена; 23% - специалисты.

Распределение участников опроса в соответствии с позицией занимаемой должности

 

 

 Надеюсь, представленная информация будет полезна для  Вашей работы.

Спасибо за внимание!

МИХАЙЛОВСКАЯ НАТАЛЬЯ СЕРГЕЕВНА, Директор ООО «Агентство ПРОФИ».

 


Вернуться на главную.