Чему и у кого будем учиться?

Бизнес-образование с каждым годом набирает обороты. Если раньше большим количеством образовательных центров могли похвастаться только столичные города вроде Москвы и Петербурга, то теперь и в провинции на этом рынке наблюдаются значительные перемены. Как же дела обстоят в столице Кузбасса?

Первые образовательные центры в Кемерове появились еще в начале девяностых годов. Первоначально они развивались на базе государственных учреждений, от которых потом отпочковывались коммерческие предприятия. Обучали тогда самым востребованным знаниям – умению работать на компьютере, бухучету. Потом на рынке возник ряд сравнительно «новых», зато весьма востребованных профессий, которым хотели обучиться многие. Появились курсы секретарей-референтов, офис-менеджеров и продавцов-консультантов.

Уже тогда на рынке профессионального образования наметилась нездоровая тенденция – обучать непонятно чему, зато в сжатые сроки. Самое главное, чтобы деньги были заплачены. А там можно пообещать и гарантированное трудоустройство в перспективную компанию, и блестящую карьеру. К сожалению, уже тогда работодатели относились к выданным сертификатам как к простым бумажкам. На сегодняшний день ситуация практически не изменилась, и солидные образовательные центры можно пересчитать по пальцам. И учат он не две недели, а несколько месяцев.

Серьезное бизнес-образование возникло позже - как правило, на основе различных бизнес-центров, которые стали сотрудничать с вузовскими преподавателями, которые были не прочь подработать. Тогда же наметились наиболее востребованные направления – технологии эффективных продаж и навыки ведения деловых переговоров, мотивация сотрудников, базовые знания по маркетингу и рекламе.

Как правило, подобные курсы грешат одним, но весьма существенным недостатком: преподаватели могут передать слушателям только теоретические знания, но практически не имеют опыта, особенно адаптированного к российским условиям.

Противоположный полюс представляют тренера из столичных образовательных центров. Там, как правило, преподают люди, имеющие солидный практический опыт работы в качестве консультантов на многих российских предприятиях, хорошо разбирающихся в тенденциях экономики. Им может не хватать академизма, зато они могут ответить на самые сложные вопросы аудитории и поделиться собственным опытом. Но если местные бизнес-курсы отличаются невысокой ценой, что определяется невысоким гонораром преподавателей, то московские светила требуют соответствующей оплаты.

Что же выбрать? Однозначно ответить на этот вопрос нельзя. Как правило, если речь идет о корпоративных семинарах по технологиям продаж, ведению переговоров и т. п., предпочтение отдается местным образовательным проектам. Потому что и цена более приемлема, и качество знаний вполне соответствует современным требованиям. Если же речь идет о семинарах для специалистов или управленцев, предпочтение стоит отдать столичным тренерам. Тем более, что сегодня ехать в Москву и тратить деньги на дорогу не нужно – каждый месяц семинары привозят местные кадровые агентства и образовательные центры.

Однако московские преподаватели, освоив свой рынок, стали активнее выходить в провинцию. Теперь наряду с открытыми семинарами они предлагают и корпоративные мероприятия. Пока что их стоимость достаточно высока и позволить их себе могут не все, а только редкие предприятия. Тем более, что свои программы москвичи довольно неохотно адаптируют к требованиям заказчика, предпочитая работать по шаблону.

Некоторые российские компании идут еще дальше, предпочитая работать на перспективу и создают собственные образовательные центры. Пока что подобных центров у нас в Кузбассе немного, но они уже есть.

Словом, спектр образовательных программ сегодня очень велик. Самое главное – определиться, что вам действительно нужно.

Автор: Ольга Богомолова, кадровое агентство «Профи»
Областная еженедельная газета «Работа для всех» №12 (53), 31 марта 2004 г.


Вернуться на главную.