Как найти работу узкому специалисту

Рынок труда имеет одну любопытную закономерность – большую его часть занимают профессии, достаточно широко востребованные. Это продавцы и менеджеры, водители и грузчики, секретари и руководители. Но есть и люди, которые являются специалистами в узкой области. Как правильно искать работу им?

Узкие специалисты бывают практически во всех сферах. Это и продавцы, которые досконально знают какую-то товарную группу, юристы с узкой специализацией в конкретной области права и обширными личными связями, программисты, идеально владеющие редкой программой, столяры-краснодеревщики, дизайнеры и видеоинженеры. Список можно продолжать бесконечно, потому что буквально везде есть профессионалы суперкласса. К сожалению, они не всегда являются высокооплачиваемыми – такова уж наша российская действительность – однако они, как правило, получают значительно больше сотрудников того же профиля без такой специализации. 

Иногда оказываются без работы и они. Причины могут быть самыми различными – от переезда в другой город до банального расформирования подразделения или злостной невыплаты заработной платы. Как правило, найти работу такому человеку бывает очень и очень непросто. Обращения на биржу труда дают практически нулевой результат, а переучиваться на одну из востребованных профессий хотят не все. Обращения в кадровое агентство тоже не всегда результативны – агентства работают по заявкам работодателей, а заказы такого рода бывают очень редко. Что же делать?

А почему бы не попробовать что-то новенькое?

Прежде всего, не унывать и не расстраиваться после нескольких не слишком обнадеживающих звонков по газетным объявлениям. Сегодня с улыбкой я вспоминаю, как пыталась в Кемерово после Москвы найти работу копирайтера (человека, который пишет рекламные слоганы) или криэйтора (автора рекламных идей). В тот момент в Кузбассе никто даже не знал, что это такое. «Какая, говорите специальность? – переспрашивали у меня в рекламных агентствах, которые, по логике вещей, лучше всех должны были знать что это за такие экзотические «фрукты». – У нас это делают журналисты». Так что пришлось идти мне работать  журналистом, о чем я, правда, нисколько не жалею.

Однако подобным образом перепрофилироваться хотят далеко не все. Зачем, например, экономисту, который всю жизнь специализировался на различных тонкостях связанных с таможней или налогами, становиться рядовым сотрудником экономического отдела (или даже начальником отдела поставок)?  Имеет смысл поменять специальность только в том случае, если она стремительно вымирает. Это может касаться как профессии художника-оформителя, который привык работать с красками и холстом, но не владеет компьютерными программами, так и  строителя отделочника, который не умеет работать с гипсокартонном. В таком случае можно посоветовать только одно – научиться, приобрести дополнительные знания, а вместе с имеющимися навыками они позволят хорошо адаптироваться к изменившемуся рынку труда.

Надейся только на себя!

Как правило, узкий специалист достаточно хорошо осведомлен о своем рынке труда. Поэтому целесобразно будет сесть за стол и вдумчиво составить список фирм и предприятий, где может быть потребность в таких работниках. Для того, чтобы облегчить себе это занятие, можно воспользоваться одной хитростью – начать с отраслей промышленности, а потом уже воспользоваться справочниками и оттуда выписать телефоны конкретных предприятий. Но и это не все. Потому что сидеть и ждать, что вдруг в номере газеты или по телевидению появится объявление о вакансии можно бесконечно.

Нужно взять инициативу в свои руки. Нет потребности в таком специалисте как вы? Создайте ее сами! Звонки и резюме, направленные в отдел кадров, как правило, не дают никакого эффекта, потому что кадровики обычно решают простые вопросы о приеме на работу грузчиков или продавцов. Решения же о приеме на работу узких специалистов принимаются на уровне руководителей отделов и подразделений, а то и самого  директора. Встречи с ними вам и придется добиваться.

К такому общению нужно готовиться тщательно. Подготовьте не только подробнейшее резюме, в котором отразите все направления работы, имеющиеся деловые связи и личные достижения, но и возьмите с собой сертификаты или образцы работ, способные подтвердить вашу квалификацию. Продумайте свою аргументацию: соберите как можно больше информации о фирме, в которую вы идете, и подробно опишите, что конкретно вы можете им предложить. Вполне возможно, вы сумеете убедить директора в том, что им позарез нужен такой специалист. 

Дерзайте, и все у вас получится!

Автор: Ольга Богомолова, кадровое агентство «Профи»
Областная еженедельная газета «Работа для всех» №8 (49), 3 марта 2004 г.


Вернуться на главную.