Узким специалистам нужно глубокое знание вопроса

Если в малом бизнесе последнее слово по-прежнему за многофункциональными универсалами, то в крупном и среднем бизнесе универсалы уступили место узким специалистам. По крайней мере, именно заказы на узких специалистов стали поступать в агентство «ПРОФИ» от крупных компаний. Для специализации требуется соответствующее повышение квалификации, подтвержденное сертификатами и дипломами, иначе попасть на новую перспективную работу или продвинуться на текущей будет сложно.

Рассмотрим этот феномен на простом примере финансовой службы среднего предприятия. Если 5 лет назад она в основном состояла из главного бухгалтера и трех рядовых бухгалтеров, то 2-3 года назад выделился финансовый директор, руководящий бухгалтерией и вновь востребованным экономистом. Финансовый директор должен был знать практически все, и часто это были бывшие главные бухгалтеры.

Сегодня структура финансовой службы дополняется специалистами по бюджетированию, ценообразованию, анализу издержек, специалистам по узким налогам, аудиторами, специалистами по инвестициям, и все это в рамках одного предприятия. Размер финансовой службы расширяется за счет того, что из бухгалтерии уходят аналитические и плановые функции, оставляя лишь прямую - учетную. Роль главного бухгалтера уходит на второй план. Финансовый директор же, в первую очередь, - это управленец, координирующий деятельность собственных служб и их взаимодействие с другими службами предприятия. Поэтому сегодня работникам финансового профиля выгоднее специализироваться по конкретному направлению и становиться ассом в своем деле, если они стремятся работать в крупных компаниях (уголь, химия, энергетика и другие производства). А чтобы специализироваться, нужно проходить соответствующее обучение. Так количество желающих попасть на семинар по бюджетированию Московского тренера Геннадия Пикульского, который организовывает наше агентство в октябре, уже превысило плановую цифру. Мы были вынуждены запрашивать у тренера разрешение на расширение группы. Однако семинар показал, что уровень подготовки у специалистов разный, если на одном предприятии бюджетирование ведется с 1998 года, то для других  внедрение системы бюджетирования запланировано на 2003 год.

В маркетинге универсальные маркетологи дополняются менеджерами проектов или торговых марок (брэнд-менеджерами), специалистами по связям с общественностью, аналитиками, спичрайтерами, текстовиками, специалистами по связям со СМИ и рекламе, социологами, дизайнерами. В городе, соответственно, организуются конкурсы на лучший брэнд (Кузбасская торгово-промышленная палата), поговаривают о проведении конкурса на лучшего пиарщика (газета «Авант-Партнер»). Так, активные торговые или сервисные компании насчитывают 3-4 человека в отделах маркетинга и рекламы, и при этом пользуются услугами рекламных агентств, привлеченных журналистов и сотрудников СМИ. Бюджеты на продвижение компании выделяются серьезные, их нужно осваивать. Разумеется, содержать большую службу из нескольких сильных разноплановых специалистов может себе позволить не каждая компания, но по масштабам бизнеса и потребности! Что касается обучения таких сотрудников, то универсальные маркетинговые семинары для них, как профессионалов, уже не актуальны, интересны более узкие вопросы. Два года назад прошло сразу несколько семинаров Нелли Власовой и г-на Ильинского. Такие семинары и в этом году активно предлагает Новосибирск и Москва, в Кемерове интересные узкие семинары в сфере маркетинга для профессионалов за последние пол года лично мною не замечены. Это, видимо, случится в 2003 году.

Масштабный бизнес, кстати, все больше востребует нестандартных спецов. Совсем недавно мы узнали, что одна из крупнейших торговых компаний Кузбасса озадачилась проблемами реструктуризации и описания бизнес процессов, правда, занимается этим несколько оригинальным способом, – молодому парню поручили по книжкам за 2 месяца описать все бизнес процессы. Парень, поразмыслив недельку-другую и заехав к нам посоветоваться, разумно от предложения отказался. Думается, что скоро и выделяемые ресурсы, и временной промежуток будут увеличены компанией в несколько раз, ведь поставленная руководством задача потребует своего решения. А ведь сама по себе тема интереснейшая. А потребность в знаниях восполнят семинары по регулярному менеджменту, серию из которых планирует привезти Кузбасский центр «Кадры», где уже в конце октября пройдет семинар «Разработка стратегий. Структуризация и реструктуризация российских компаний».

Постепенно формируются потребности и в других ключевых фигурах: за этот год просочились сведения о нескольких успешно работающих логистиках («Кора», «Аква», «Подорожник», «Контур»), а в кадровые агентства начали поступать заявки на таких специалистов. Тема стала настолько актуальной, что очередное  кадровое агентство «Клнтинент-Сибирь» решилось даже привезти семинар по этому направлению.

Сразу ряд крупных производств (например, ОАО «Химволокно Амтел-Кузбасс») и компании, работающие в сфере услуг (например ЗАО «Аудит-Контакт»), успешно внедряют системы качества ISO-9000, для чего потребовались соответствующие специалисты, прошедшие обучение в Москве. Но, поскольку готовых специалистов крайне мало, а увлечение системами качества становится все более актуальным, в октябре на базе учебного центра Кузбасской Торгово-промышленной палаты организован специализированный сорокачасовой семинар по системам качества с привлечением сертифицированных преподавателей.

Минимум в 1,5  раза за последний год выросло количество компаний, привлекших к работе менеджеров по персоналу и активно направляющих их на профессиональное обучение. Руководители производств и торговых сетей поняли значение хорошего «персональщика», оценили возможности, которые он дает для формирования команды, привлечения лучших кадров, проведения аналитической работы. Соответственно на рынке появились предложения по повышению квалификации и этих специалистов: несколькими компаниями в этом году предлагались семинары по аттестации, мотивации, оценке кадров (УДЦ «Динком», «Континент-Сибирь», «Интерконсалт») и прошла конференция «Формирование кадровых ресурсов» (Агентство «ПРОФИ»).

По прогнозам на следующие 2 года наиболее востребованными будут современные управленческие технологии, только вот освоить и применить их сможет не более половины аудитории семинаров и тренингов.

Не дремлют и сами специалисты. Они готовы тратить личные деньги в большом объеме на свое профессиональное становление. Недавно ко мне обратился  работник крупной торговой компании с просьбой помочь с выбором образовательного центра для получения степени магистра бизнес-администрирования (MBA). Другой  «карьерист» приезжал посоветоваться насчет выбора образовательного учреждения для прохождения курса дистанционного образования по маркетингу. Не уменьшился поток желающих пройти обучение по Президентской программе, люди поступают на обучение, даже рискуя потерять работу. Все больше серьезных кандидатов заезжает поговорить о карьерном планировании, чтобы определиться  с собственным выбором, разобраться с своих сильных и слабых качествах. Значит и до нас прогресс доходит!

В целом процесс стабилизации в производственных, торговых и сервисных компаниях завершен, начинается этап реструктуризации бизнеса и совершенствования отдельных участков работы. А это потребует именно узкоспециализированных кадров, владеющих современными технологиями. Сейчас самое время для карьерного рывка молодых, агрессивных, широко мыслящих и готовых много вкладывать в собственное развитие.

Автор: Федченко Ирина Анатольевна, заместитель директора кемеровского кадрового Агентства «ПРОФИ»
Газета «Капитал» 5 ноября 2002 г.


Вернуться на главную.