Марк Кукушкин. Клуб читающих бизнесменов. Чему антрополог может научить топ-менеджера?

Начало лета ознаменовалось важным событием для бизнес-сообщества города Кемерово. Фонд поддержки предпринимательства 28 мая организовал очередную встречу Клуба читающих бизнесменов. На этой встрече московский тренер и бизнес-консультант Марк Кукушкин презентовал лучшую бизнес-книгу Голландии 2016 года «Корпоративное племя. Чему антрополог может научить топ-менеджера?», которая весной была переведена на русский язык

О клубе

Клуб читающих бизнесменов объединил предпринимателей из разных городов России, стремящихся к постоянному саморазвитию через чтение книг. Проект появился в Омске почти три года назад и с тех пор нашёл поддержку ещё в пяти городах России, в том числе в Кемерове. Стержень проекта — живые встречи с лидерами бизнес-сообщества с обсуждением заранее объявленной книги. Организатор проекта в нашем городе — кемеровский Фонд поддержки предпринимательства.

О книге

Книга «Корпоративное племя. Чему антрополог может научить топ-менеджера?» стала лучшй бизнес-книгой Голаандии в 2016 году, открыв новый взгляд на корпоративную культуру и методы управления коллективом.

О том, чем книга полезна бизнесменам, рассказал Марк Кукушкин, управляющий партнёр компании «strongest T&D Group», старший партнёр компании «Тренинг-Бутик», коуч и HR-эксперт, входящий в десятку лучших бизнес-тренеров России. Он приложил немало усилий, чтобы книга была переведена на русский язык — этот перевод появился даже раньше английского.

— Среди авторов книги «Корпоративное племя...» — самые настоящие учёные-антропологи, жившие в племенах, образ жизни которых близок к первобытному, — рассказывает Марк. — Их наблюдения и методология оказались удивительно подходящими для изучения корпоративного мира: в нём тоже есть свои тотемы, шаманы и ритуалы, имеющие серьёзное влияние на результаты работы.

Усилиями компании «Тренинг-Бутик» русский перевод появился раньше английского.

Ключевая идея книги — рассмотреть корпоративное тело организации как племя. Авторы учат видеть механизмы жизни племени, которые до сих пор работают эффективно, обеспечивая деятельность этого племени, но не проявляются явно.

— Мы в бизнесе часто разговариваем на рациональном языке конкретики, фактов, цифр, процессов, ключевых показателей эффективности — объясняет Марк Кукушкин. — И получается так, что какие-то глубинные вещи, связанные с природой коллектива, на этом языке не улавливаются. Если у тебя внедрена та или иная производственная система, ты не начинаешь видеть глубинные процессы в коллективе, видеть его суть. Эта книга даёт, если угодно, дополнительный уровень понимания, помогает обсуждать вещи, связанные с ритуалами компании, вопросами лидерства, обмена информацией, которые иначе просто выпадают из внимания. В данном случае «тотем», «племя», «вождь», «шаман» — это больше, чем метафоры. Это конкретные работающие механизмы и инструменты.

— Мы применяем эту методологию при работе с конкретными бизнесами, — продолжает Марк. — Простые примеры: где водопой, где источники пищи? Кому они недоступны? Как организовано пространство? Есть ли ритуал обсуждения племенной жизни? Или более сложные темы, связанные с символическим капиталом: что ценится в этой организации? Почему одно считается смешным, а другое нет? Масса такого культурно-антропологического материала помогает руководителю лучше понять собственную организацию. В этом идея: начать видеть то, чего обычно не видишь. Некую скрытую повестку. В конечном счёте, с помощью антропологической методологии мы создаём более тонкую модель управления. Более бережную, культуросообразную и эффективную.

Некоторые наблюдения авторов книги стали для предпринимателей ценным открытием, другие спровоцировали дискуссию.

В этот раз встречу посетили не только собственники предприятий, но и руководители и HR-специалисты.

— В описанных Марком моделях поведения мы регулярно узнавали себя, — рассказывает Кристина Мусихина, HR-специалист компании Good Line. — Например, в нашей компании все обращаются на «ты», и если взглянуть на эту практику как на своего рода ритуал, её значение становится более понятным. В каждой организации есть свои «вожди» и «шаманы», и эти роли вовсе не обязательно совпадают с расписанием должностей. Примерять на компанию антропологические методы оказалось очень увлекательно.

— Я работал в Кузбассе с компаниями разного масштаба, — рассказывает Марк Кукушкин, — и вижу, что потенциал у бизнеса есть. Но и проблем немало. Многие отмечают, что среда для малого и среднего бизнеса в других сибирских регионах была более благоприятной, более поддерживающей, чем в Кузбассе. Сейчас здесь есть возможность для нового толчка. Уровень предпринимательской культуры в городе Кемерово неуклонно растёт.

О планах

— Мы рады, что этот проект нашёл отклик среди кемеровских предпринимателей, — говорит Светлана Энгель, президент кемеровского Фонда поддержки предпринимательства. — Несмотря на то, что Клуб читающих бизнесменов работает всего несколько месяцев, уже сейчас сформировался основной состав предпринимателей, которые любят и читают полезную литературу, регулярно посещают и активно включаются в обсуждение на заседаниях Клуба. Здесь они общаются, заводят полезные знакомства не только с коллегами-предпринимателями, но и такими федеральными экспертами, как Марк Кукушкин. Мы благодарим Марка за презентацию книги в нашем Клубе и уверены, что его выступление дало возможность участникам по-новому посмотреть на управление своими компаниями. Хотим выразить особую благодарность нашим постоянным партнёрам — агентству «Профи» — за предоставленные ресурсы, ведь именно благодаря их инициативе удалось организовать эту встречу. Интерес к Клубу только возрастает, и мы рады, что одна из задач фонда уже достигнута — нам удалось создать сообщество предпринимателей, объединённых схожими целями и интересами. Ведь помимо чтения книг они получают здесь и ещё один важный ресурс — общение с лидерами бизнес-сообщества и обмен опытом, зачастую в схожих бизнес-задачах, несмотря на разные сферы деятельности.

Пока участники встречи погружаются в тему корпоративной антропологии, Клуб читающих бизнесменов продолжает свою работу. Впереди новые книги, интересные гости, свежие знакомства и деловые контакты. Клуб ждёт новых участников — предпринимателей, топ-менеджеров и всех тех, кому интересно расширение собственных возможностей и горизонтов.

Клуб читающих бизнесменов. Чему антрополог может научить топ-менеджера?


Вернуться на главную.