– Бизнес-тренинг отличается от традиционных образовательных моделей тем, что, с одной стороны, он предельно ориентирован на конкретную задачу бизнеса, а не на передачу общей информации, а с другой – на интерактивное вовлечение участников, т.е. он менее информационен и более действенен. Это ориентация на передачу деятельности, на моделирование нужного поведения, на проработку проектных идей, которые нужны для реализации и внедрения. Более того, если достаточно информации, то тренинг может и не обязателен.
– Начну со второго вопроса. В компании нужен бизнес-тренер, если массив деятельности, масштаб задач и количество сотрудников такое, что содержание в штате этого человека оправдано. Например, если нужно учить 5 человек в год, то ясно, что это не оправдано.
Что касается выбора тренера, первое, есть профиль бизнес-тренера, модель компетенций, которая показывает, какой тренер будет более успешен. Желательно, чтобы он был из того бизнеса или, по крайней мере, работал в рамках той базовой специальности, по которой он планирует тренировать. Здорово, если он сам выходец изнутри этой сферы, выходец из этого бизнеса. При этом, конечно, всегда есть исключения. Важно, когда у тренера есть профессиональные компетенции. Они могут быть в рынке, в теме, в инструментарии – главное, чтобы они были. Тренер, который ничего не знает глубоко – это опасная персона.
Если говорить об общечеловеческих компетенциях, не связанных с профессиональной сферой, это такая любовь к процессу обучения, нацеленность на людей. Когда компания выбирает внешнего тренера, здесь важно, чтобы тренер умел и был готов учитывать контекст заказчика. Готовность быть гибким и настраиваться на конкретную задачу – это одна из ключевых компетенций тренера.
– В нашу профессию приходят разными путями. Первый типовой путь – человек работал внутри компании, причём практически не важно на какой позиции, попав на тренинг, понял, что «он бы хотел работать тем человеком, который это сейчас ведёт». Потому что это с людьми, потому что это такой драйвовый процесс, где ты всё время в коммуникации и тебе это нравится. Второй путь тоже из корпоративного мира. Человек работает внутренним специалистом, например HR, кстати, очень много тренеров именно из этой сферы, нарабатывает опыт, практики и становится потом внешним бизнес-тренером. Есть и другой путь, когда человек совсем не работал время внутри компании, он, например, психолог, и он эту стезю выбрал со студенческой скамьи. Бывает, ещё путь из экспертной позиции, когда человек профессионал в чём-либо, его приглашают как эксперта. И вот он в этой экспертной позиции всё чаще выступает на конференциях таким приглашенным экспертом, и в какой-то момент понимает, что он уже профессионально зарабатывает выступлениями, поэтому он решает приобрести какие-то дополнительные навыки, и становится профессиональным тренером.
Мне кажется, что любой из этих путей может привести к успешной карьере бизнес-тренера, и, в принципе, профессии обучить можно, но при этом предварительные данные всё-таки имеют значение. Не любой человек ЛЕГКО обучается навыкам бизнес-тренера. И один из ключевых критериев, как я уже говорил – это получение удовольствия от процесса обучения. Когда с одной стороны, нравится учить, а, с другой стороны – получается. Базовый тест отбора – обучение чему-либо из того, что ты умеешь, не важно – это может быть хобби или какой-либо профессиональный навык. Вот это умение передать действие, научить действию другого человека очень важно. Это требует и внимание к нему, и знания алгоритма самого действия, и в то же время готовность учитывать нюансы другого человека. Безусловно, есть целый ряд специальных тренерских компетенций, когда мы говорим о навыке планирования обучения, оценке результатов обучения, но этому как раз можно научиться. То чему меньше всего можно научиться в тренерской деятельности – это общая установка на людей, готовность с ними разными работать.
– Первое, проверить самого себя на предмет твёрдости собственного намерения. Для этого, очень здорово, просто походить на тренинги, причём на разные. И попробовать честно ответить себе на вопросы: «Насколько я ощущаю себя в своей тарелке на этих тренингах? Насколько я к такому интенсиву готов?». Даже просто активное «участие в качестве участника» – это уже определённая интенсивность. Второе, поработать ко-тренером при каком-то тренере. Даже человеком, условно говоря, подающим маркеры. Можно много чего понять. Когда ты видишь, насколько это непростая история – тренинг – это готовность работать с разного рода трудностями, которые возникают в группе, возникают с материалом, с корректировкой задач. Это всё очень важно увидеть и ответить себе на вопрос: «Готов ли выдерживать такую нагрузку?», в том числе, горловую, эмоциональную. Попробовать поработать какое-то время в режиме выдерживания этой нагрузки в контакте с группой. Можно себе устроить педагогическое испытание, не обязательно тренерское. Я абсолютно уверен, что человек, который может выстоять 6 уроков в какой-нибудь подростковой аудитории в школе, может держать тренерскую нагрузку. Это тест на готовность принять черновую сторону этой профессии. Нужно набирать экспертизу, держать удар, синтезировать или интегрировать разные позиции участников, а участники далеко не всегда едины в том, куда надо двигаться.
Но главное – искреннее желание работать с людьми, по принципу – «не могу не делать». Работая с другими, ты понимаешь, что ты счастлив в тот момент, когда они становятся сильнее, если это тебя драйвит и зажигает, то значит, что ты правильно выбираешь направление и правильно выбираешь ремесло.
– Есть разного рода обучающие программы… Здесь есть объективные критерии и совокупность субъективных. К более объективным критериям можно отнести послужной тренерский список: сколько лет практики, какие достижения, есть ли публикации, по которым можно сказать, что это действительно интересный тренер, или он чего-то добился, с каким количеством рынков, компаний этот тренер работал, какое количество проектов реализовано. Какие это проекты: компании, бюджеты, аудитории, какие цели были поставлены и достигнуты. Но никуда не устраним и важен субъективный критерий – «мой – не мой». Поэтому нужно смотреть на презентации, ролики в сети, и отвечать на вопрос: «У этого человека я бы хотел учиться?». Здесь, мне кажется, как в театральном искусстве, важно найти своего мастера.
– У бизнес-тренера три возможности карьерного пути: тренерский фриланс, тренер в тренинговой компании, тренер внутри корпорации. Важно удерживать все три возможности, все три входа, благо они сегодня на рынке делятся поровну, они все существуют и работают.
Просто во фрилансе ты сам себе предприниматель, ты сам строишь собственный бренд. Но, построение бренда всё-таки более технический навык. Научиться способам продвижения, работе с разными аудиториями и т.д. – это как раз не сложно. Искра внутри, ей трудно научиться. Иногда у человека очень слабенькая эта искорка, в раздувании которой надо вложить много энергии, в том числе и ему самому. При этом я абсолютно уверен, что, действуя по правилам, честно и много работая, он будет профессионален и успешен. Я не очень люблю слово «харизма», но, условно говоря, и без ярко выраженной харизмы, можно всё равно получить хорошие результаты и стать настоящим профессионалом. Подлинное же ядро с желанием делиться и с готовностью в этот мир что-то привнести, скорее всего, ситуация всё-таки не каждого тренера.
Беседовала Галина Красильникова
Ссылка на источник: Областной экономический еженедельник "Авант-ПАРТНЕР" № 18 от 01.10.2013