Александр Тарашкевич. На складе нужно хранить товар, а не ошибки

Александр, что вы думаете о сегодняшнем положении дел в белорусской логистике?

– Наша страна занимает выгодное геополитическое положение, фактически находясь на мостике между востоком и западом, севером и югом. Было бы неправильно не воспользоваться этим выгодным преимуществом.

Меня порадовало ранее принятое решение правительства о развитии логистической отрасли в нашей стране. Движение в этом направлении действительно есть, но мне кажется, что оно иногда бывает необдуманным и несистемным. На построенных логистических комплексах можно увидеть объявления о том, что на объекте сдаются площади в аренду. Неизвестно, что является причиной: либо это изначальная политика застройщика, либо вынужденные меры. Но в целом это следствие отсутствия единой политики в сфере логистических услуг. Каждый считает свою экономику, но единого рынка как такового не существует.

– В чем, на ваш взгляд, кроются причины основных ошибок проектировщиков и владельцев логистических комплексов?

– Можно выделить 3 основные причины, которые прослеживаются в большинстве случаев при проектировании и строительстве логистического центра (кто бы этим ни занимался – государственная структура или частная компания).

Во-первых, это переоценка своих сил. Профессионалов, которые обладали бы высокой квалификацией во всех сферах деятельности, не так много. И не нужно искать таких универсальных специалистов – хватает других работников.

Вот типичный пример, который я периодически наблюдаю. Человек говорит: «У меня есть земля, я буду развивать на ней свой бизнес и хотел бы поставить на ней логистический центр». На мой вопрос о том, как будет выстроена логистика движения, как будет заходить груз и товаропоток какого объема ожидается, я получаю ответ: «Зачем все усложнять? Я создам недвижимость, которая будет приносить доход и в будущем будет приспособлена под логистику». Но ведь такой подход в корне неверен.

Во-вторых, решение вопроса «не с той стороны». Из первой ошибки проистекает вторая – строительство объекта недвижимости с его последующим приспосабливанием под логистические нужды. Телега не должна ехать впереди лошади!

Объект, с которым я работаю сейчас, имел схожую проблему на раннем этапе проектирования. Производственно-складской комплекс объекта был запроектирован с «эффектом бутылки»: внутри достаточно большое пространство, а вход и выход маленькие. Но узкие въезд и выезд помешали бы нормальной работе, поэтому мы полностью переделали планировочное решение так, что теперь объект имеет и место разворота автомобилей, и место их стоянки. Изначально мы постарались учесть все логистические принципы, после чего смогли приступить непосредственно к строительному проектированию. Во всем должна быть здравая последовательность. К сожалению, она не всегда наблюдается.

Что касается третьей ошибки, то хочу отметить отсутствие выверенной инфраструктуры. Зачастую проектировщик учитывает максимальное количество строительных особенностей, но при проектировании инфраструктуры, дорог он забывает что-то важное – того, кто будет пользоваться всеми этими благами. Есть объекты, на которых великолепно построен сам комплекс, но возле него стоит очередь из автомобилей на въезд. Спроектировано все, но не учтено, где будут ожидать своей очереди транспортные средства. Вопрос из этого же разряда: после разгрузки водителю нужно выезжать и ехать куда-то, чтобы где-то переночевать. Почему нельзя в одном месте сделать гостиницу для водителей? Ту же станцию техобслуживания, объекты общественного питания...

К сожалению, этого многие не учитывают. Получается, что товаропоток есть, но грамотно обслужить его мы не можем. Белорусские объекты, которые спланированы более-менее грамотно, можно пересчитать по пальцам.

Я посетил достаточно много различных гипермаркетов, распределительных и логистических центров в странах СНГ и Европы и могу уверенно сказать: чем выше уровень развития страны, тем больше работа объекта приспособлена для людей. При этом количество работников на объектах там существенно меньше. Дело в том, что для существующего персонала созданы все условия для работы с максимальной производительностью.

Обобщая причины основных ошибок, отмечу, что все сложности, которые существуют на сегодняшний день в логистических центрах, непосредственно вытекают из факторов, обозначенных выше. Это основные причины, находящиеся в корне проблем. Не может не радовать тот факт, что компании приглашают специалистов (наших или из-зарубежа), которые уже на стадиипроектирования способны учитывать все множество факторов. Многие по-прежнему экономят в этом вопросе, забывая, что скупой всегда платит дважды.


– Как избежать ошибок? Куда обращаться и что предпринимать, если они уже допущены?

– Есть много вариантов. Первый, самый простой и доступный – почитать информацию на эту тему в Интернете. Многие сравнивают это медиапространство с большой свалкой, но в то же время оно играет роль и большой библиотеки: если быть внимательным, здесь можно найти много полезной информации.

Второй вариант – изучать специализированную литературу. По моему опыту среди всего ее объема около 10% – толковая, еще около 40% – литература, в которой есть здравый смысл, а все остальное – переливание из пустого в порожнее.

Третий вариант – найти хорошего специалиста, который лично проходил эту школу, знает все сложные участки работы, понимает, как нужно действовать.

Наверное, я не ошибусь, если скажу, что половина компаний уже на этапе строительства не имеют текущего аналитика. Они не имеют понятия о том, что констатировать «сделал – не сделал » мало – нужно глубоко проанализировать, что было сделано хорошо, а что – неудачно. И в дальнейшем эти уроки нужно учитывать. Необходимо периодически делать срез текущей ситуации, чтобы специалист, даже если он не будет постоянно заниматься проектом, мог грамотно и эффективно оценить текущую ситуацию.

Часто бывает так, что мы решаем существующую проблему, но дальше все равно не движемся. Важно, чтобы специалист нашел и решил не те проблемы, которые лежат на поверхности, а те, которые находятся в глубине – то, из-за чего проистекают все остальные трудности. Это самый важный момент в любой работе, и особенно в логистике. Я согласен с утверждением, что логистика – это 50% математики и 50% аналитики.

Еще одна «болезнь» – это отсутствие у специалистов практического опыта. Рынок предлагает много молодых специалистов, которые великолепно знают теорию, но на практике еще не сталкивались с работой больших объектов. С точки зрения логики они все делают правильно, а вот на практике не все получается гладко. Только опыт помогает сделать все правильно.

– Много ли в нашей стране специалистов высокого уровня?

– Что касается специалистов, способных работать с большими логистическими центрами, то их немного, и их придется поискать. Во–первых, у нас пока не так много опыта. Многие привлекают на эти роли россиян, украинцев – тех, кто уже проходил эту школу. Таким образом, их личный опыт умножается здесь, но не прибавляется в нашей стране.

– Что вы может сказать о белорусских арендаторах и представительствах зарубежных компаний: какие формы аренды складов предпочитают те и другие?

– Наш человек – это собственник. Он руководствуется принципом «пусть будет немножко, но это будет мое». Большинство строят сами и для себя. В случае, когда не хватает средств или люди боятся рисков, они обращаются к варианту аренды. Но здесь тоже наблюдается дифференциация по качеству, эксплуатационным характеристикам, стоимости. Рынком предлагается немало больших и хороших объектов, но вместе с тем дорогих. Хватает и дешевых помещений, но не приспособленных под комфортную и продуктивную работу. А вот вариант хорошего склада, оптимального по площади и цене, достаточно сложно найти.

Что касается крупных зарубежных компаний, то здесь наблюдается принципиально иная схема. Есть компании-застройщики, которые вкладывают свои средства и привлекают средства будущих арендаторов в так называемую отложенную аренду. За эти активы они строят логистические комплексы. Многие компании предпочитают профинансировать строительство комплекса, а потом взять его в аренду у тех, кто построил этот объект. Тем самым они стараются отходить от бремени эксплуатации – динамика развития для них более важна. Так компании фактически получают в предоплаченную аренду помещение, спроектированное и построенное с учетом их пожеланий.

В последние годы в Беларуси были построены логистические центры для сдачи в аренду. Строились частные распределительные центры для обеспечения товаром своей сети. Увы, мы не всегда строим логистические комплексы под якорных арендаторов. Мы сначала строим, а потом начинаем поиск клиентов.

Я считаю, что сейчас в нашу страну будут приходить новые игроки, которые будут предпочтут реализовывать схему финансирования строительства конкретных объектов под себя, а затем их же арендовать. Это абсолютно нормальная практика для Запада: человек финансирует, а потом размещается в этом складе и не платит арендную плату определенный срок. Он уверен: этот центр будет обслужен, а его личное дело – работать со своим товаром.

Беларусь – достаточно рискованная площадка для иностранцев. Но с другой стороны, вкладывание денег с последующей долгосрочной перспективой их возврата – нормальная практика для любой солидной компании и развивающейся страны.

– Насколько сложно найти хорошее арендное предложение на белорусском рынке складской недвижимости?

– Не так давно я провел свое небольшое исследование. Подошел к вопросу с той стороны, что я – средняя компания, которой нужен склад 1000 м2. Мне нужно арендовать его, поручить логистическому центру обслужить мой товар либо приобрести склад в собственность.

Купить помещение не представляется возможным: оно или хорошего качества, высотное и очень дорогое, или в неподходящем состоянии и требует солидных дополнительных вложений.

Можно взять в аренду, но цены кусаются, и не всегда можно получить то, что хочешь. При этом иногда склад бывает хорошим, но инфраструктура вокруг него – плохой.

Отдать в обслуживание – третий вариант. Качество обслуживания товара в наших центрах пока еще оставляет желать лучшего. Сейчас как раз идет процесс зарождения и оттачивания технологии. К сожалению, для нашей страны этот процесс более длительный, чем для Запада.

– Александр, чего, на ваш взгляд, не хватает логистическому бизнесу Беларуси?

– Мне кажется, что нашему бизнесу, особенно в логистической сфере, не хватает правильно выработанной и, самое главное, реализованной стратегии. Если взглянуть на опыт работы крупных европейских компаний, то для них является нормальной практикой построение планов на 10 лет вперед! Если у нас человек скажет, что он планирует свои действия на 5 лет вперед и собирается их соблюдать, то он вряд ли найдет понимание.

Я знаю одного немецкого производителя, который работает на территории России, Беларуси и Украины (страны, рынки которых невозможно спрогнозировать) и при этом успешно развивается. Он лучше, чем россияне, украинцы и белорусы, планирует и делает их работу на их же территории! Правильно выстроенная стратегия всегда дает результат.

Что получается у нас? Идут работы по строительству различных комплексов. Есть документ, который вроде бы систематизирует эти работы, но я все еще не вижу системы. Да, я вижу строительство, но единой системы и увязки нет. Во всем мире логистические центры всегда строятся справа от дороги, ведущей в город. Автомобиль, загрузивший товар для города, сразу поедет в него. Посмотрите на наши реалии: вокруг Минска большинство комплексов стоит с левой стороны от дороги. Это удобно, когда автомобиль выехал из Минска, заехал туда и разгрузился. Для того чтобы он мог развернуться и поехать обратно, строятся развязки.

Яркий пример непонимания системы – развязка в «Прилесье» на выезде из Минска в сторону Могилева. Там строится мост для того, чтобы транспорт мог ехать на Минск. Так вот, возникает резонный вопрос: мы строим комплекс для того, чтобы отдавать товар или принимать его? Ведь цель любого логистического комплекса – максимально быстрая обработка груза.

Это классический пример того, как мы сами создаем себе трудности. Конечно, есть условия, что можно использовать только эту землю и никакую другую. Но складывается ощущение, что именно те земли, которые нам нужны, заняты и мы не можем их использовать.

На складе нужно хранить товар, а не ошибки. Мы же часто храним там ошибки: прогнозирования, планирования, закупок, стратегические ошибки. Чем меньше товар хранится на складе, тем больше общая оборачиваемость, а это определяет выгоду компании.

– Что особенно ценно для владельцев и управляющих логистических центров?

– В первую очередь – время. Мы не привыкли считать и экономить его. У меня есть заказчик, который гордится тем, что за 3 месяца добился такой слаженности работы своего склада, что среднее время отпуска товара снизилось с 28 до 22 минут. Он единственный из всех, кого я знаю, который смог сказать такое. Для всех остальных 6 минут ничего не стоят. Когда этот человек снизил время погрузки товара, у него сразу уменьшились очереди на въезде. При этом он ни копейки не вложил в развитие инфраструктуры или техники, а просто грамотно систематизировал работу склада.

Это результат того, что человек несколько лет проработал с крупными логистическими провайдерами Европы. Он стал думать другими категориями. Он сократил количество персонала на 10%, а склад стал работать быстрее. Нам как раз и не хватает такой системности.

– Что еще мешает уверенному и динамичному развитию логистической отрасли?

– Отчасти это нормативно-законодательная база, с которой хватает проблем. Один проектировщик недавно сказал мне, что на сегодняшний день в Беларуси существует около 3200 нормативных актов. И практически любое твое решение в сфере проектирования столкнется с тем, что оно будет противоречить какому-нибудь акту. Сделать проект так, чтобы он ничему не противоречил, практически невозможно. Соответственно, появляется высокая зависимость от чиновников.

Так как эти нормативные акты пишут, по сути, те же чиновники, которые в дальнейшем следят за правильностью их исполнения, то нам нужно либо коренным образом изменить весь подход к законотворчеству в этой сфере, либо как-то упорядочить его. По свидетельству немецких специалистов, у них не меньше бумажных процедур и законодательных актов. Но при этом они продуманы, и работать с ними гораздо удобнее. Мой хороший знакомый из Германии сказал мне: «Русский человек находит множество решений быстрее, чем европеец. Но их эффективность все-равно ниже, чем у немцев». Да, немец не может так быстро находить решения. Но зато он умело учитывает ошибки, совершенные ранее, и не допускает их впредь. Он планирует 10 вариантов развития событий, тогда как мы ленимся делать это. Нам нужно учиться пользоваться своим же опытом.

– Как вы оцениваете перспективы развития логистической отрасли в нашей стране?

– Перспективы есть, и они очень хорошие. Если оценивать потенциал близлежащих стран, то, наверное, у Беларуси он самый большой. Он сформирован благодаря ряду факторов: это и славянские корни с огромной Россией, неплохо развивающейся Украиной, хорошие контакты с Прибалтикой и близлежащими странам ЕС. Я полагаю, что логистику в нашей стране стоило бы воспринимать как бизнес на государственном уровне. Государство могло бы создать некую схему работы бизнеса и под эту схему предложить работу на аутсорсинге или субподряде, чтобы в ней принимали участие белорусские и иностранные бизнесмены.

Один из самых важных среди немногочисленных ресурсов нашей страны – мозги. Логистика – это та сфера деятельности, в которой нужно постоянно находить оптимальные решения. У нас хорошо развита логика мышления. Почему бы не создать в нашей стране все условия для реализации этого потенциала? Пока этого нет, хорошие специалисты будут продолжать уезжать в соседние страны. Нам нужно умело воспользоваться нашим потенциалом.

Источник: zis.by


Вернуться на главную.