Для эффективного управления торговым персоналом необходима разработка системы материальной и нематериальной мотивации.
Весьма важной составляющей системы мотивации является постановка задач для торгового персонала исходя из задач отдела продаж, а также система оценки эффективности выполнения поставленных задач. Из психологии мотивации известно, что мотивация сотрудника тем выше, чем более ясными, четкими (измеримыми) являются поставленные задачи и критерии оценки их выполнения.
Для каждой поставленной перед сотрудниками задачей необходимо установить показатели эффективности. Важно подобрать показатели таким образом, чтобы они отражали все важные задачи должности. Некоторые задачи могут иметь несколько критериев выполнения, из которых нужно выбрать наиболее существенные. Рекомендуется использовать 3-5 показателей эффективности, максимум 7.
Показатели эффективности можно разделить на качественные и количественные. Поскольку задачи должны быть измеримыми, наиболее удобно (и часто используются) количественные показатели: выполнение плана продаж, объем дебиторской задолженности, количество новых клиентов и т.д. Однако существуют такие задачи, которые не имеют количественных показателей, например, соблюдение корпоративной техники продаж, эффективная работа с рекламациями и т.д. В этих случаях необходимо использовать качественные показатели, т.е. описательные характеристики выполнения задач.
Относительно оценки работы торгового персонала можно сказать, что большую часть составляют количественные показатели. Однако использование качественных показателей обязательно.
Наиболее распространенные количественные показатели эффективности работы торгового персонала:
Роль качественных показателей работы торгового персонала. Корпоративные документы и стандарты, необходимые для проведения оценки качественных показателей. Система измерения качественных показателей. Методы оценки качественных показателей: экспертная оценка, выборочная оценка, опрос клиентов, оценка руководителя и т.д
Оценка эффективности работы торгового персонала с помощью количественных показателей является наиболее объективной, однако не охватывает все существенные аспекты работы торгового персонала. Общение с клиентом, поведение сотрудника в конфликтных ситуациях с клиентом, навыки проведения переговоров с клиентами, навыки установления и поддержания доброжелательных долгосрочных отношений с клиентами, навыки телефонных переговоров, соблюдение требований к отчетности (своевременность и правильность предоставляемых отчетов), взаимодействие с другими подразделениями и т.д. – все эти моменты также важны для оценки работы торгового персонала. Они также оказывают влияние на количественные показатели, однако не впрямую и не сразу, а в долгосрочной перспективе. Грамотный руководитель всегда обращает внимание на эти аспекты работы сотрудников.
Конечно, возникает вопрос, как оценить, насколько поведение сотрудника в этих ситуациях является «правильным»? Для начала, конечно, нужно выделить эти качественные показатели. Далее нужно детально описать, какое поведение сотрудника ожидает компания, т.е. считает «правильным», хорошим. Это описание оформляется в различные корпоративные стандарты: стандарты обслуживания клиентов, корпоративная техника продаж и т.д.
Далее необходимо описать другие варианты по мере убывания от желаемого поведения сотрудника в тех или иных ситуациях. Для возможности измерения используется оценочная шкала. Например, традиционная 5-балльная шкала, или 3-балльная (хорошо, удовлетворительно, плохо). Для каждого балла составляется описание, как должен вести себя сотрудник, чтобы ему был поставлен соответствующий балл. Это необходимо для уменьшения субъективизма оценки.
В качестве оценивающего наиболее часто (совершенно обоснованно) выступает непосредственный руководитель.
Наиболее эффективной является такая система мотивации, при которой система премиальных (переменных) выплат напрямую зависит от того, насколько сотрудник выполнил поставленные задачи, достиг плановых показателей. В этом случае достигается наилучший результат для компании благодаря сочетанию элементов нематериальной мотивации (четкая постановка задач и наличие четких критериев оценки результата) с материальной мотивацией.
С точки зрения начисления переменных выплат существует 2 основных подхода к решению вопроса об измерении результата:
Многоуровневое измерение может быть:
Сравнивается полученный результат с планируемым (или заданным) показателем:
где a — коэффициент вознаграждения,
n — коэффициент дополнительного вознаграждения,
m — коэффициент штрафования;
Таким образом, в данное измерение добавляются еще два параметра — дополнительное вознаграждение за перевыполнение заданного показателя, а также возможность штрафования за недовыполнение.
Рассмотрение примера системы материальной мотивации Начальника отдела продаж оптовой компании
Фиксированная часть | |||
---|---|---|---|
Период | Коэффициент | Сумма | Условное обозначение |
с 1 по 6 месяц | 1 | $1 800,00 | F |
с 6 по 9 месяц | 0,8 | $1 440,00 | |
с 9 по 12 месяц | 0,75 | $1 350,00 | |
с 12 месяца и далее | 0,6 | $1 080,00 |
Премиальная часть | |||
---|---|---|---|
Составляющие | % | Условное обозначение | |
От объема завершенных сделок | 0,3 | P1 | |
От дохода | 3 | P2 |
Коэффициенты премиальной части | |||
---|---|---|---|
Составляющие | Условия | Коэффициент | Условное обозначение |
От выполнения плана по завершенным сделкам | < 75% | 0,8 | K1 |
< 90% | 1 | ||
< 110% | 1,1 | ||
< 150% | 1,2 | ||
> = 150% | 1 | ||
Отношение дебиторской задолженности на конец месяца к обороту по приходу денежных средств | < 100% | 1,2 | K2 |
< 150 % | 1 | ||
> = 150% | 0,8 | ||
Отношение количества товарных групп, по которым произошли отгрузки в филиале к этому же показателю в целом по фирме | < 30% | 0,8 | K3 |
< 50% | 0,9 | ||
< 60% | 1 | ||
< 70% | 1,1 | ||
>= 70% | 1,2 | ||
Доля отгрузки продукции собственного производства к общей массе отгрузок | < 5% | 0,8 | K4 |
< 10% | 0,9 | ||
< 15% | 1 | ||
> 15% | 1,2 | ||
Темп прироста клиентской базы ( по факту совершенных отгрузок) за три прошедших месяца по отношению к трем предыдущим | > 20% | 1,2 | K5 |
> 10% | 1 | ||
< -10% | 0,9 | ||
< -20% | 0,8 |
F+(P1+P2)*(K1*…*K5)
Автор: Крок Гульфира